Советы учителя-дефектолога

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации родителям гиперактивных детей

 

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи.

 

  • Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
  • Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

 

  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

 

  • Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

 

  • Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

 

  • Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

 

  • Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

 

  • Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

 

  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

 

  • Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

 

  • Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

 

  • Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

 

  • Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

 

  • Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

 

  • Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

 

  • Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.

 

  • Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

 

  • Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.

 

 

свернуть

Дыхательная гимнастика

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное дыхание
развернуть

Речь взрослого-средство развития речи детей

 

Все навыки ребёнок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь малыша формируется на примере речи родных ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослых, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш усвоит неправильную речь. Чтобы этого не произошло, помните про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражая детскому произношению и «сюсюкать».

Нужно:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была чёткой, выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя обозначать окружающие предметы звукопроизношениями (например, малыш спрашивает: «Кто это?», показывая на собаку, а в ответ слышит «Гав-гав»)

  Нужно:

Если малыш плохо говорит, или не говорит пока, то воспользуйтесь следующей схемой: не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребёнок произнёс слово, попросите показать тот предмет, который вы называете и только потом объясните «как звучит» или «как говорит».

Чтобы заложить основы грамотной речи малыша, пользуйтесь простыми правилами:

-- Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично;

-- Обращайте внимание детей на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт);

--Включайте ребёнка не только в игру, но и давайте ему полезные поручения. Благодарите за помощь;

-- Важно не только развивать произносительные навыки, но и умение понимать смысл речи. Обсуждайте, как прошёл день. Поиграв с ребёнком, обсуждайте самые интересные моменты;

-- Давайте малышу детальное описание предмета: «Посмотри, летит ворона. Она чёрная и умеет каркать»;

-- Поддерживайте все начинания малыша, хвалите. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

свернуть

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

 

 

     Пальчиковая гимнастика позволяет устанавливать контакт с ребенком и вызывает у него массу положительных эмоций. Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь детей, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

     Пальчиковую гимнастику можно разделить на пассивную и активную. К пассивной пальчиковой гимнастике относятся упражнения, где присутствуют движения, такие как поглаживание, растирание, вибрация. Они побуждают ребенка к активной деятельности.

     Сначала движения выполняет взрослый, показывая правильный вариант упражнения, затем все действия делает сопряженно с ребенком. Ребёнок может повторять за вами слова, потешки или прибаутки, которые сопровождают действия.

 

 «Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

~ ~ ~ 

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

~ ~ ~

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

~ ~ ~

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

~ ~ ~

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

~ ~ ~

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

~ ~ ~

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

(показывают, как едят суп)

~ ~ ~

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

 (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

~ ~ ~

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

~ ~ ~

«Пирог»

Падал снег на пирог.

(дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)

Ручейком пирог утёк.

(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(опять показывают, как пекут пирог)

~ ~ ~

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

~ ~ ~

«Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

(загибают безымянный палец, мизинец)

И самого любимого.

(загибают указательный палец)

~ ~ ~

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

~ ~ ~

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

 Повар леща берёт

 И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

 Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

 Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

    Цель:

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Упражнение 1: Зеваем

а) позевывать с открытым и закрытым ртом;

б) позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Упражнение 2: Кашляем

а) произвольно покашливать;

б) хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

в) покашливать с высунутым языком.

Упражнение 3:  Полоскаем

а) имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;

б) полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Упражнение 4: Глотаем

а) глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков);

б) глотать капли воды, сока.

Упражнение 5: Хомячок

Надувать щуки, зажав нос пальцами.

Упражнение 6: Произносим звуки

Медленно произнести звуки [К], [Г], [Т], [Д].

Упражнение 7: Подражаем

Подражать: мычанию, свисту.

Упражнение 8: Песенки

Произнеси гласные звуки [А], [Э], [И], [О], [У].

Упражнение 9: Держим и поём

Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, «и - а». Звуки растягивать, произнося долго. Звук [И] отделяется от звука [А] паузой.

Упражнение 10: Дуем

Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


Артикуляционная гимнастика

Основной комплекс

1. «Заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Хоботок» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

3. Чередовать «заборчик» и «хоботок». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя», «бе-бе-бе», «пе-пе-пе». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Зубная щётка» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Больной пальчик» - положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой. Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.

8. «Задуй свечку!» - положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на два пальчика («свечку»). Делать один глубокий вдох и 2-3 резких сильных выдоха. Щеки не надуваются. Повторить 3-4 раза.

9. «Горка» - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

10. «Ледяная горка» - сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться от нижних зубов. Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11. «Горка закрывается-открывается» - сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы - в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.

Дополнительные упражнения для языка

12. «Часики» - приоткрыть рот, вы сунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

13. «Качели» - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

14. «Вкусное варенье» - приоткрыть рот и облизать губы по часовой и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

15. «Конфетка» - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) - «конфетка твердая!» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.

свернуть