Советы педагога-психолога

Общаться с ребёнком как?

13.03.2023

ПАМЯТКА!!! 

ДЕТИ  И  РОДИТЕЛИ:  

  ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ КАК?

 

   Вы – первые, и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

 Малыш всему учится в общении со взрослым: познает окружающую действительность, учится ее оценивать, осваивает речь, формирует умение слушать и думать. Умение  не приходит само собой. Оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы во многом можете помочь своему ребенку, если начнете  прививать ему  навыки общения уже  в раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляются представления о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребенку благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

 

 ~для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению слушая, подражая, наблюдая за вами.

 ~ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и  понимает  гораздо  больше, чем  может

 сказать.

~ речь ребенка успешнее развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые  слушают его, разговаривают  с  ним  и  читают

 ему.

~  нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех 5 органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

~ следует уделять ребенку больше времени, именно в эти годы закладываются основы успешного общения и уверенности в себе.

~ по возможности нужно присоединяться к ребенку когда он смотрит телевизор, стараться узнать что его интересует, обсуждать увиденное.

~ у каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии; очень важно уважать его неповторимость.

~ дети очень любят учиться, но ученье – это игра, которую нужно прекращать до того, как ребенок устанет от нее; главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущении «голода» из-за недостатка знаний.

Главное, старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

 

                                   РАЗВИВАЮЩЕЕ   ОБЩЕНИЕ.

 

  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей.

    Не поддавайтесь иллюзии, что вы все знаете – открывайте

    мир вместе с ребенком.

 

  1. Говорите с ребенком: называйте сначала предметы, потом –

     действия, затем – признаки и свойства.

 

  1. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос

    «Как ты думаешь?».

 

  1. Всегда внимательно слушайте рассуждения ребенка и

    никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллек-

    туальный труд. 

 

  1. Приносите ребенку любопытные книги, истории, вещи.

    Развивающее общение – это всегда общение немного

    «навырост».

 

  1. По возможности много путешествуйте. Даже если это к

    бабушке в деревню – это тоже путешествие.

 

  1. Приглашайте в дом интересных людей и при общении с ними

    не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

 

  1. Ходите с ребенком в музеи, на выставки.
  2. Проводите совместные наблюдения и опыты ( наблюдение за

    природой, опыты с водой).

 

10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую   

     деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и само-

     стоятельность. Создавайте условия для реализации его

     творческих замыслов.

 

11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.   

 

           ОБЩАЯСЬ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ, СТАРАЙТЕСЬ:

 

  1. быть последовательными, не запрещайте ребенку то, что еще

    вчера ему было позволено.

 

  1. быть вежливым с ребенком, и тогда он скорее всего усвоит

    именно такую манеру поведения.

 

  1. сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши приказы

    резкие запреты демонстрируют неуважение  к ребенку   и  

    могут вызвать агрессивную вспышку.

 

  1. вводить четкую систему запретов; их должно быть немного,

    они нужны  вашему ребенку для ощущения безопасности

    ( ничего не совать в розетку или не включать газ и т.д. )

 

  1. формулировать запреты кратко и конкретно; лучше сказать

    ребенку  «горячо», «грязно», чем «нельзя», «отойди».

 

  1. ежедневно соблюдать все правила в семье; это поможет

    избежать нотаций, а ребенок станет увереннее и спокойнее.

 

  1. расширить поведенческий репертуар ребенка : рассказывайте

    какими разными способами можно решить конкретные

    проблемы, показывайте различные реакции на события.

 

  1. наказывая ребенка, не быть чрезмерно строгими и не

    ущемлять  его достоинство.

 

  1. быть терпеливым, не допускать чрезмерных вспышек гнева

     в ответ на неудовлетворяющее вас поведение ребенка.

 

  1. чаще говорить ребенку, что вы его любите: пусть он знает,

     что вы его любите не за то ,что он ест всю кашу и убирает

      игрушки, а за то, что он есть!

свернуть

Поиграем вместе

10.02.2023

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если ребенок умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Дети младшего дошкольного  возраста 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

 Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Дети старшего дошкольного возраста ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

 В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки:

  • сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.),
  • двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки),
  • строительные наборы,
  • дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п.

Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.

Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
 

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

  • Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

 Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у ребенка дошкольного возраста, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

свернуть

Учимся строить диалог

16.01.2023

Консультация для родителей «Учимся строить диалог»

Дорогие родители, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что одна из самых привычных форм речи, диалогическая, – одна из трудных по овладению ею дошкольников?

Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи, таких качеств, как общительность, вежливость.

Ребята овладевают диалогической речью по примеру значимых взрослых, поэтому очень важно правильно организовать общение детей в повседневной жизни.

Какие средства можно порекомендовать для развития диалогической речи?

 

  1. Разыгрывание диалогов в настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном театре

Например:

- Здравствуй, я мишка Косолапик. А тебя как зовут?

- Меня Даня зовут.

- Мне 3 года. А тебе сколько лет?

- Мне 5 лет.

- В какие игры ты любишь играть? Я люблю играть в футбол.

- А я люблю играть в догонялки. 

И т.д., чтобы ребенок усвоил алгоритм развернутого диалога, научился отвечать четко на вопросы, очень удачно работает в этом смысле повторение слов из вопроса.

 

  1. Диалоги при сопровождении режимных моментов

Например:

- Куда мы сейчас идем?

- Принимать душ.

- Что ты сначала сделаешь?

- Открою кран.

- Что дальше будешь делать? И т.д.  

    

  1. Телефонный диалог

 

Один из самых удачных вариантов для тренировки диалогической речи. При телефонном разговоре участвуют все психические процессы, но зрение отдыхает. Можно предложить ребенку дополнительно закрыть глаза и максимально сосредоточиться на вопросах собеседника.  Отвечать на вопросы, используя способ повтора части этого вопроса, для закрепления алгоритма ведения диалога.

 

  1. Беседа

 

Беседа отлично стимулирует развитие мышления и речи, побуждает воспроизводить наиболее значимые существенные факты, учить сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе обязательно нужно использовать вопросы проблемного характера: Почему? Зачем? По какой причине? Откуда? Как узнать?

 

 

Педагог-психолог Францева И.М.

свернуть

21 октября - День отца

Какие могут быть отцы?

Дать полноценное воспитание ребенку в одиночку, без участия мужчины, женщина, увы, не в состоянии. И как бы банально не звучало, но ребенку нужен папа. И папа не воскресный, не диванный и даже не приходящий – и мальчикам, и девочкам нужен ответственный отец, постоянно и активно участвующий в воспитательном процессе.

Папа может?

Разумеется, мальчикам и девочкам от папы надо не одно и то же. И хорошо, когда папа это понимает и не старается из дочери растить сына в юбке, а к сыну, наоборот, не относится как младшему брату или старшему товарищу (бывает и такое).

Итак, мальчику от папы, прежде всего, нужны дружба и одобрение. Что это значит? Это значит, что ребенок нуждается в постоянных, длитель­ных, эмоционально насыщенных отношениях. Ребенок должен чувствовать, что папа обща­ется с ним на равных, что сын для него - такой же важный, близкий и уважаемый человек, как любой из папиных друзей. Наконец, ребенок должен ощущать, что общение с ним для отца - радость, а не тягостная обязанность. И намного лучше подурачиться с ребенком 15 минут, но так, чтобы это было в кайф для обоих, чем провести целое воскресенье в зоопарке, зевая и ежеми­нутно поглядывая на часы.

А одобрение? С ним еще сложнее. Многим мужчинам хочется видеть своих сыновей иде­альными, едва ли не маленькими суперменами. Вот они и стараются как можно строже выгова­ривать за малейшую промашку. Споткнулся во время игры в футбол? Настоящий увалень! Не сумел с первого раза попасть мячом в корзинку? Значит, руки не оттуда растут!

Такое, с позволения сказать, «воспитание» если и поможет развиться, то разве что ком­плексу неполноценности. Мальчик воспринима­ет папу не просто как пример для подражания. Папа - это авторитет, чье слово не подлежит сомнениям. И если такой почти бог говорит ре­бенку, что он ни на что не годен...

Пожалуй, можно не продолжать.

С девочками история немного другая. До­чери от отца прежде всего требуется... одобре­ние. Папа - первый мужчина в жизни девочки и именно от него - косвенно или прямо - она узнает в том числе и о своей способности нра­виться. Девочка не подражает отцу, но его одо­брение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими ру­ками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хоро­шо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.

Начиная ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка гото­вится выйти в большой мир, наполовину состоя­щий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тип того, кого она полюбит, будет во многом опре­деляться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом. Впрочем, у папы есть еще одна важная функ­ция. Отец - это первый старший друг, который делится с ребенком своей силой в самом ши­роком смысле этого слова. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней.

Какой ты, папа?

Но это в идеале. А в реальной жизни, увы, вниманию детей предлагаются совсем другие папы. И этих «других» так много, что психологи даже разделили их на группы.

Папа под каблуком. Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В данном случае, в глазах ребенка, папа - сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать. Поэтому папа - полагают дети - так же нуждается в маме, как и они сами. Относи­тельная "неуравновешенность" отца - плохой пример, плохая модель для семьи, для детей.

Папа-клоун. Родитель этой группы ждет не дождется конца недели, стремясь поиграть с ребенком во все игры, которые тому нравят­ся. Игры эти продолжаются до полной потери сил. Однако позднее дети говорят: «Мы не мла­денцы! Будьте добры, воспринимайте нас как взрослых, так как у нас также существуют свои проблемы!»

Что делать? Роль отца заключается не в том, чтобы строить из себя клоуна и развлекать се­мейство. Необходимо расти вместе с собствен­ными детьми, вовремя реагируя на их изменяю­щееся мировоззрение.

Отцы вне семьи. В эту группу входят раз­веденные мужчины, которые могут встречаться с детьми лишь в выходные дни или еще реже. Если у отца и ребенка нет общих постоянных впечатлений, они становятся чужими друг для друга.

Что делать? Даже если у вас очень напряжен­ные отношения с бывшей супругой, система­тически разговаривайте с ней о детях. Такая практика себя оправдывает, поскольку вы редко встречаетесь со своим ребенком.

 Отец у телевизора. Это тип отцов, которые, вернувшись с работы, тут же садятся к телевизо­ру, компьютеру или утыкаются в газету. Подобное поведение главы семейства ущемляет самоуважение детей, их достоинство, поскольку они прекрасно чув­ствуют, что меньше значат для отца, чем газета или телевизор. Подобный образ жизни ведет к тому, что дети могут стать такими же пассивны­ми, как и родители.

Отец-мазохист. Такие отцы готовы пойти ради детей на все. Они провожают до дома с дискотеки в три часа ночи двадцатилетнюю дочь или сына, платят штраф за разбитое стекло и т.д. Главное, чтобы у их отпрысков не было никаких проблем.

Что делать? Научиться говорить "нет", так как ребенок должен научиться чувство­вать ответственность за совершенные им поступки.

Отец-трудяга. Папа проводит много времени вдали от семьи, часто находится в разъездах, на работе. Редкое и несистематическое пре­бывание отца в кругу семьи дети восприни­мают болезненно, поскольку общение с ним просто необходимо. Когда он дома, дети ведут себя благовоспитанно, так же, как и в при­сутствии гостей, стараясь беспокоить его как можно меньше.

Что делать? Старайтесь даже в отъезде поддерживать связь с детьми, например, по телефону. После возвращения из поездки подробно расскажите детям, какие вопросы вы решали вдали от дома. Однако никогда не навязывайте себя, лучше подождите, пока сын или дочь сами проявят интерес к вашим служебным делам.

 Отец-карьерист. Живет только работой, все остальное, включая семейные проблемы, отходит на второй план. Мечтает, чтобы ни у кого в семье не было никаких проблем, чтобы его не вывели из равновесия, предоставив воз­можность спокойно трудиться и делать карьеру. Дети получают от такого папы любую игрушку или одежду, чувствуя, что отец не обращает на них должного внимания.

Что делать? Пусть вы живете лишь рабо­той, но у каждого есть выходные. Постарай­тесь хотя бы их полностью посвящать семье. Если есть возможность, сводите детей к себе на работу, покажите, в чем заключаются ваши служебные обязанности.

 Папа-товарищ. Он систематически ходит с детьми на футбол, в кино, вместе мастерит. Естественно, дети рады совместным занятиям, счастливы и горды тем, что папа может нахо­диться рядом. Но иногда дети не прочь побыть в одиночестве или в кругу своих друзей.

Что делать? Предоставляйте детям воз­можность побыть без вас, когда им этого хочется. Дети, как и взрослые, иногда пред­почитают уединиться, чтобы порисовать, почитать, поиграть с друзьями, то есть за­няться тем, что им ближе.

 

 

Папина дочка.

От того, как сложатся отношения папы и дочки в первые годы жизни, зависит то, кем будут для нее мужчины во взрослой жизни и кем она будет для них.

 

Мужчинам легко любить своих доче­рей, с ними они могут построить иде­альную модель отношений. Сначала папа заботится, опекает, защищает, учит свою маленькую девочку, являясь для нее са­мым сильным, умным и авторитетным человеком. А потом дочь взрослеет, папа перестает быть только обожаемым и нужным, а становится объектом трога­тельного и нежного внимания. В то же время мужчина может время от времени отвлекаться от дочери, оставляя ее на по­печение матери, и не чувствовать при этом ни вины, ни необходимости выяс­нять отношения и не теряя ни капли до­черней любви. Это ли не мечта всех муж­чин: дарить любовь, получать любовь, оставаясь при этом совершенно свобод­ным? К тому же в современном мире дочка - уже не обуза, которую нужно как можно выгоднее и быстрее передоверить мужу. Папам больше не нужно выбирать спутников жизни для дочерей, отдавать их в чужую семью. В какой-то мере буду­щее замужество дочери волнует мужчин, но сейчас это уже не воспринимается так фатально и однозначно, как раньше. Если сравнивать отношения между от­цом и дочерью и отношения между от­цом и сыном, то дочку воспитывать про­ще. Ее, в отличие от мальчика, не нужно учить скрывать свои чувства, ей не нуж­но доказывать свою мужественность, стесняться собственных недостатков. В сыне отец, прежде всего, видит самого себя, свое продолжение, а значит, и свои слабые места. Даже если мужчина правильно и мудро относится к сыну, ему все равно приходится мириться с неко­торыми своими недостатками, которые он, возможно, с удовольствием не заме­чал бы, но видит в своем сыне, как в зер­кале. С дочерью мужчина чувствует себя свободнее, так как не рискует встретить­ся с собственным несовершенством.

НЕЗАМЕНИМЫЙ ПАПА

У мамы и папы в семье по отношению к детям разные роли. Мама учит дочь быть женщиной, подсказывает, как нуж­но одеваться, готовить, ходить, любить... Но даже если она не сможет чему-то научить дочь в детстве, девочка подрас­тет и легко сама научится готовить еду или преподносить себя. А вот с папой сложнее - его заменить не сможет ник­то. Именно папа придает смысл мами­ному учению: зачем девочке быть жен­щиной, почему нужно одеваться, гото­вить, любить. В отношениях с отцом де­вочка учится быть женщиной и с ним же впервые себя таковой ощущает.

Принятие женской сущности наклады­вает отпечаток на последующие отноше­ния с мужчинами. Сначала девочка даже не может представить, что они бывают не такими, как папа. К тому времени, когда она начинает влюбляться, ей уже известно, кто такие мужчины и какие от­ношения с ними должны складываться.

Самое интересное, что папе не нужно делать ничего особенного для того, что­бы дочь выросла уверенной в себе и сча­стливой женщиной. Ей достаточно при­сутствия и любви, причем совершенно неважно, в чем эта любовь проявляется. Любой девочке достаточно папиной за­боты, защиты и поддержки. Именно это даст ей понять, что мужчины достойны уважения и на них можно положиться.

 

НЕ БУДЬТЕ СТРОГИМИ

 

Многие папы считают, что дочерей надо воспитывать в строгости. Но это заблуждение. Папина строгость совсем не нуж­на девочкам, более того, она может быть даже вредна. Дело в том, что дочь не вос­принимает отца как пример для подра­жания, и его требовательность не стиму­лирует ее к обучению, а только ранит и отталкивает. Если отец слишком строг с дочерью, она начинает его опасаться, пе­ренося этот страх на всех остальных муж­чин, что вряд ли поможет в будущих от­ношениях с противоположным полом.

Определенная конкуренция и страх пе­ред более сильным присутствуют не толь­ко в отношениях между мужчинами, но и между женщинами. Чаще всего это зас­тавляет быть внимательней, чему-то учить­ся и лучше осознавать свои возможности и границы. Но в женско-мужских отноше­ниях конкуренция и страх способны выз­вать у девочки ощущение, что она не дос­тойна любви и поддержки, что ей нужно работать над собой, чтобы добиться по­хвалы, внимания, нежности. И даже если девочка выиграет эту битву и почувствует себя достойной, любовь мужчины может стать для нее не чем-то само собой разу­меющимся, а своеобразным трофеем.

Многие отцы холодны в отношениях с дочерями, так как не знают, что с ними делать, не понимают, как растут девоч­ки, что им важно, чему их учить, от чего беречь. С точки зрения мужчины, девоч­ки живут в странном мире, где колос­сальное значение имеют взгляды, инто­нации, разговоры, где все сложнее, чем в мире мужчин. Бывает, что папы теря­ются перед дочками и не могут участво­вать в этой особой девичьей жизни. Ка­кие-то мужчины сдаются и покоряются дочкиной власти, в этом нет ничего пло­хого. Главное, чтобы папа, смирившись с неподдающимися контролю отношени­ями, не старался отдалиться, чтобы из­бежать встречи со стихией, перед кото­рой бессилен. Папам нужно как можно больше времени проводить с дочерью и просто любить ее - этого достаточно для того, чтобы быть хорошим отцом.

отвлекаться от дочери, оставляя ее на по­печение матери, и не чувствовать при этом ни вины, ни необходимости выяс­нять отношения и не теряя но

свернуть

Консультация "Если ребёнок кусается"

21.10.2022

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Цель –

Снятие страхов у детей

Задачи:

1.Развивать социальное доверие.

  1. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
  2. Помочь в преодолении негативных переживаний.

 

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек...

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

— не засыпает один, не разрешает выключать свет;

— часто закрывает уши ладонями;

— прячется в угол, за шкаф;

— отказывается от участия в подвижных играх;

— не отпускает маму от себя;

— беспокойно спит, кричит во сне;

— часто просится на руки;

— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

  1. Придумываем сказку.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

  1. Придумываем и рисуем друга.

Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,

сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».

  1. Радуга силы.

На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

  1. Где живет страх?

Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

  1. Напугаем страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

  1. Выкидываем страх.

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

  1. Если бы я был большой.

Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

  1. Отпускаем страх.

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

  1. Угощу свой страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:

Страх боится солнечного света,

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку,

  1. Закапываем страх.

Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

  1. Волшебная палочка.

На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

  1. Пальчиковый кукольный театр.

Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

  1. Затопчем страх.

На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»

  1. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Упражнение-кричалка:

Я хлопаю (хлопать в ладоши),

Топаю (тonаю ногами),

Громко рычу (произносить «р-р-р»),

Страх прогоняю (махать руками)

  1. Придумываем страшилку.

Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь ... На

прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».

  1. Пишем волшебнику Добросилу.

Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в ... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.

  1. Мы смелые и дружные.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.

Мне ничего не страшно с другом

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка-забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Театралиэованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.

  1. Этюд Страшный сон.

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...

  1. Этюд Грoзa

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

 

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».

Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.

  1. Игра «Пчелка в темноте»

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.

  1. Упражнение «Качели».

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.

  1. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).

Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.

  1. Игра «В темной норе»

В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

  1. Игра «Тень»

Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

 

Список литературы

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:2007
  2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
  3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет - Волгоград – 2009

Мини-программа по кинесиологии

 

(Галина Борсук, преподаватель Метода Сильвы)

 

 

 

  Эта программа, разработанная на основе опыта кинесиологии, не займет у вас много времени, а принесет много пользы. Десять минут ежедневных занятий - и у вас значительно увеличивается жизненная энергия, вы становитесь устойчивее к стрессам, забудете о болезнях. Кроме того, программа может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головных болях, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с переутомлением, трудностью концентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения. Итак, упражнения, которые каждый может делать, прислушиваясь к самому себе.

 

  1. Постукивание по щитовидной железе

      Щитовидная железа расположена под подбородком, на середине шеи. В кинесиологии она считается как бы центральным пультом управления жизненной энергией человека. Сложите руку в слегка расслабленный кулак, и осторожно постукивайте ним по шее в направления к грудине 10 раз, потом сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение несколько раз.

 

  1. Касание лба.

 

Дотроньтесь пальцами обоих рук до обоих выступлений лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки так долго, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течении дня, также как и следующее: кладите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

 

  1. Массаж ушей

 

Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз.

      Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию.

      Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке. Ушная раковина напоминает эмбрион человека

 

  1. Энергетические зевки

 

Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюсно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков.

      Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

 

 

Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе, может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении. Энергетические зевки оказывает позитивное действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.

 

  1. Энергетизатор

 

Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.

      Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

      Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, которое активизирует вестибулярный аппарат, "пробуждает мозг", расслабляет плечевой пояс. А это улучшает слух и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером. После него мы чувствуем себя активными, полными энергии и готовыми к обобщению своих мыслей.

свернуть

Как отвлечь ребенка от компьютера

26.03.2021
Интерес детей к компьютерным играм тревожит родителей, педагогов и врачей. В запущенных случаях ребенок перестает жить привычной жизнью, так как еще не все компьютерные монстры убиты. Почему подобное происходит и как отвлечь ребенка от монитора?
развернуть

Чтобы определить, почему компьютер привлекает детей, нужно начать с себя. Даем ли мы своим детям внимание в том количестве, которое им требуется? Не получая должного общения с живыми людьми, дети обращаются к «заменителю» собеседника, который отличается от вечно занятых родителей тем, что готов в любой момент «составить компанию». Вероятно, кто-то из родителей продолжает тешить себя надеждой, что, познакомившись ближе с компьютером, ребенок в будущем будет отличным программистом. И напрасно: далеко не все дети могут добровольно отказаться от виртуальных развлечений в пользу обучения, даже за компьютером.

 

Компьютерные игры дают ребенку возможность стать тем, кем он пока не может быть в реальной жизни. В результате собственная значимость ребенка растет на глазах, так как речь идет не об участии в игре, а о полном контроле. Как процесс будет развиваться в дальнейшем, зависит от желания ребенка, нажимающего кнопки. Игра становится альтернативой реальной жизни. Кроме того, отменная графика дает ребенку истинное ощущение реальности. Но некоторые правила виртуальной игры, к примеру: мгновенное решение любых вопросов с помощью автоматной очереди, способны породить у ребенка мысли о том, что такая модель поведения применима в повседневной жизни. Безусловно, уровень восприимчивости и психической устойчивости у всех детей различен, но родителям необходимо интересоваться содержанием детских игр.

Родителям на заметку

Практика показывает, что от виртуального увлечения нашим детям никуда не деться. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и утвердился в ней, независимо от нашего желания. Вывод один: бороться напрасно, но ситуацию можно контролировать.

 

Например, у ребенка должны быть определенные обязанности по дому, отвлекающие его от компьютера, выполнив которые, он сможет со спокойной душой сесть за игру. Но не слишком надейтесь на детскую сознательность, поэтому держите ситуацию под контролем.

 

При покупке компьютера, не скупитесь на качественный монитор: проблемы с органами зрения обойдутся вам дороже. Обязательно научите ребенка разминке для глаз и спины, так как сидячая поза является «отягощающим» обстоятельством.

Представим, что мы выполнили самую сложную задачу — на некоторое время смогли отвлечь ребенка от компьютера. Теперь нужно подумать, что предложить ребенку взамен. Заглянем правде в глаза: достойных бесплатных кружков и спортивных секций практически не осталось. Что же тогда? Может, улица? Но сейчас уже не существует той улицы, на которую нас когда-то отпускали родители. Неудивительно, что многие родители предпочитают, чтобы их дети все свободное время проводили дома: лучше сидеть у компьютера, чем бегать в темных подворотнях. Круг замыкается.

 

Постарайтесь вызвать ребенка на доверительный разговор. Не следует давить на него, иначе он начнет действовать назло. Вы должны донести до ребенка, что для всего существуют разумные границы, и если вы разрешаете ему заниматься тем, что ему интересно, это не значит, что он отныне может заниматься только этим. Расскажите ему, что вы довольны, что у него появилось увлечение (даже если вы думаете иначе), но в жизни существует немало других увлекательных и полезных дел. Возможно, совместными усилиями вы нащупаете интересы своего ребенка, и поймете, что ему нравится на самом деле.

 

Компьютерный бум напоминает ветрянку, которой многие из нас переболели еще в детстве. В этом мало приятного, но изменить естественный ход событий невозможно. В наших силах повернуть события так, чтобы заболевание прошло без осложнений. А для этого понадобятся терпение и время, которых нам всегда не хватает. Конечно, своей занятости мы можем найти тысячу оправданий, однако тяготы жизни не могут быть этому оправданием. И в том, что собеседника ребенку заменил компьютер, только наша вина.

 

Каждому из нас следует задуматься над тем, почему наши дети предпочитают компьютер реальности и заменяют настоящее живое общение виртуальным. Возможно, ребенок боится быть отвергнутым в действительности, и виртуальный контакт — единственная возможность для него не остаться одиноким. Мы, родители, в свою очередь, забыли, что сами можем быть и партнерами в игровой деятельности, и собеседниками, и друзьями своим детям.

 

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог И.М. Францева

свернуть

Как влияют конфликты родителей на ребёнка

 

В мире нет ничего идеального. Не бывает идеальных людей, как и идеальных отношений. Чтобы супруги совсем перестали ругаться и спорить, им попросту надо не видеться и не общаться. А так, семейная жизнь не может проходить без ссор, споров и разного рода разногласий.

Когда в семье появляется ребёнок, одни родители стараются усмирить свой пыл и не ругаться при ребёнке, другие оставляют всё, как есть, несмотря на то, насколько бурно они предпочитают выяснять отношения.

Но родителям следует понимать, что их ссоры в любом случае отражаются на ребёнке. Как именно — читайте в статье ниже.

Влияние ссоры родителей на ребёнка

Сразу скажем вам, что бурное выяснение отношений при ребёнке недопустимо. Это влечёт за собой множество последствий и влияет как психологическое развитие и состояние ребёнка, так и на то, каким он вырастет, и как будет вести себя с окружающими.

Чувство страха

Когда родители ссорятся, ребёнку слышны все детали их ссоры. Будь то оскорбительные слова, сказанные в порыве гнева или необдуманная фраза о желании развестись — ребёнок боится. Боится развода родителей, боится тех угроз, которые выкрикивают папа или мама. Вы оба понимаете, что все эти слова — необдуманны, и чаще всего не несут за собой реальных действий. В других случаях, когда насилие в семье вполне реально, вам следует обратиться в специальные службы и органы, которые помогут вам в сложившейся ситуации. Для ребёнка ваши слова и угрозы реальность и вполне реальная угроза.

Итог

Из ребёнка, который растёт в постоянном страхе может вырасти неуверенный в себе человек, боящийся новых отношений. К тому же пример собственных родителей может повлечь за собой такое же отношение в будущем. Поэтому не удивляйтесь, если ребёнок в порыве ссоры сам может обозвать вас как-нибудь или разбить тарелку. Вы с мужем сами подали ему пример.

Чувство вины

Когда родители ссорятся из-за ребёнка, малыш чувствует себя виноватым в этом. Не важно, из-за чего именно началась ссора. Например, мама отпустила дочь погулять подольше, папа дал сыну молоток, и тот что-то сломал, или ребёнок спит с родителями, а отцу приходится в итоге ютиться на гостевом диванчике. Но всё же главное — последствия этой ссоры. Вы может, уже скандалите из-за чего-то другого, выплёскиваете друг на друга то, что накопилось, но так как началась ссора из-за ребёнка, он будет чувствовать вину в этом именно за собой.

Итог

Для вас или вашего мужа ребёнок может служить средством для манипуляции, и как результат — возможностью затеять ссору. А малыш будет бояться сделать что-либо, чтобы не повлечь за своими действиями очередную ссору родителей. Такой ребёнок вырастает неуверенным в себе, и часто избегает общения со сверстниками.

Паническое состояние

Взрослые выясняют свои отношения, велят не влезать в ссору, и не мешать им. Мама велит ребёнку уйти в свою комнату, а папа её в этом поддерживает. Через время родители могут начать бить посуду, хлопать дверями, папа может уйти из дома на время, чтобы развеяться, а мама плачет, чтобы успокоиться. Проходит какое-то время, и родители возвращаются к обычной жизни, делая вид, что всё нормально, и ничего не произошло. Для ребёнка такое состояние и поведение родителей не понятно.

Итог

При ссоре родителей дети ведут себя по-разному. Одни постепенно привыкают, если скандалы не сильно бурные. Другие не знают, что им делать, паникуют, начинают плакать, кричать и пытаться успокоить родителей по мере своих детских сил и возможностей. Чувства всех детей при родительской ссоре абсолютно одинаковы — желание вернуть те отношения в семье, которые были до ссоры.

Ребёнок, при котором постоянно ссорятся родители, в будущем не сможет нормально решать конфликты или выражать чувства. Он может начать проявлять агрессию, начать обманывать родителей, пристраститься к вредным привычкам.

Итак, другие конкретные последствия родительских ссор на детей:

  • нарушение психики;
  • нервный тик;
  • болезни;
  • тошнота;
  • недержание (энурез);
  • агрессия;
  • вредные привычки — кусать губы, грызть ногти, что-то рвать или чесаться.

Как надо ссориться при ребёнке

Каждый из нас понимает, что полностью избежать семейных ссор не получится. Но можно уменьшить их влияние на психическое и психологическое состояние и развитие ребёнка.

Если вам с мужем необходимо выяснить отношения — не выгоняйте ребёнка из комнаты, выйдите сами. Старайтесь не повышать голос, решайте конфликт на приглушённых тонах, чтобы не напугать ребёнка.

Не забывайте, что оскорбления и маты при ссоре или споре недопустимы. Тем более — при ребёнке.

Не срывайте свою злость после ссоры на ребёнке. Он не виноват, что вы с мужем не можете спокойно решать свой конфликт. И если вы накричите на ребёнка, это будет просто отвратительно с вашей стороны.

Сдерживайте себя, не дайте злости и ярости захватить ваш разум и действия. Не стучите по столу или стене, не бейте посуду, не хлопайте дверью. Все эти действия напугают ребёнка и покажут ему вашу негативную сторону.

Не забывайте, что после ссоры всегда необходимо примирение. Извинитесь с мужем друг перед другом и перед своим чадом, скажите слова любви. Пусть ребёнок видит, что несмотря на мелкую ссору, его родители по-прежнему любят друг друга и сожалеют, что вели себя не очень красиво.

 

свернуть

Снижение тревожности в период карантина

10 шагов навстречу

 

1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы
платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.

2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и
подумайте. 
Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком. Только не лгите!

3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете.

4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно(!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует, не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите.

5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.

6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.

7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.

8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески
поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой.

10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть