Советы руководителя физического воспитания
"Игры, которые лечат"
Комплекс №1
- И. п. - стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.
- И. п. - сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.
- И. п. - сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.
- И. п. - сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.
- Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.
- Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.
- Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.
- Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.
- Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.
- Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.
Комплекс №2
1. Ходьба по коврику с пуговицами.
2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.
3. Ходьба по толстой веревке- «змее».
4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.
5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).
6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.
7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.
Комплекс №3
Упражнения выполняются сидя на стуле:
- Выполняем стопами круговые движения.
- Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.
- Сгибание-разгибание пальцев ног.
- Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.
- Соединяем подошвы (колени не согнуты).
- Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.
- Отрываем от пола носки, пятки поочередно.
- Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.
- Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.
- Катаем подошвой различные овальные предметы.
Комплекс №4
Упражнения выполняются во время ходьбы.
- Ходьба на носочках.
- Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.
- Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.
- Приседание, не отрывая от пола пятки.
- Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.
Комплекс №5
Упражнения выполняются из и. п.- сидя на стуле:
- Поджимание пальцев ног- 5 раз.
- Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).
- Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.
- Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.
- И. п. - сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.
- Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.
Комплекс №6
И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
- «Здравствуйте – до свидания»- совершать движения стопами от себя/ на себя.
- «Поклонились» - согнуть и разогнуть пальцы ног.
- «Большой палец поссорился» - двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.
- «Поссорились, помирились» - развести носки ног в стороны, свести вместе.
И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.
- «Ёжик» - стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
- «Подними платки» - около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).
- «Растяни ленточку» - около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).
- «Нарисуй фигуру» - пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку)и буквы (А, К, Г, Л, П).И. П. стоя.
- Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
- Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
- Ходьба на внешней стороне стопы.
Комплекс №7
- 1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.
- «Мишка косолапый»ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.
- Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.
- Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.
- Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами - 10-12 раз.
- Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку - 8-12 раз.
Комплекс №8
Упражнения выполняются в И. п.- лежа на спине:
- Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.
- Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.
- Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
- Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.
- Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.
- Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая»голень. То же другой ногой.
Комплекс №9
Упражнения выполняются в исходном положении сидя:
1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.
2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.
3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.
5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.
6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.
7. И. п. - сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.
Комплекс №10
Упражнения выполняются в исходном положении стоя:
- Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.
- Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
- Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.
- Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
- Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.
- Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Ребенок стоит босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берет палочки и складывает их в машину.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Возле ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину к себе.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Ребенок, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Ребенок берет пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).
"Поймай рыбку"
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, ребенок пальцами ног "ловит рыб" (пробки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед ребенком платочки. Пальцами ноги он собирает платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берет платочек за край, поднимают и опускает его (полощет) и снова собирают в гармошку (отжимает) и вешает платочек сушиться.
- 1. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
- «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень, сначала одной. Затем другой ногой.
- «Сборщик» - И. П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
- «Художник» - И. П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
- «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И. П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И. П.
- «Катание мяча». Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.
- «Катание чулка». Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.
- «Игра в шарики и кольца». Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.
- «Игра в мяч ногами». Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).
- 10. «Танец на канате». Ребенок идет по линии, которая нарисована на полу мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т. д., у
Самомассаж стоп
В домашних условиях допускаются следующие приемы ручного массажа:
- В горизонтальном положении ребенка выполнять растирание, похлопывание, поглаживание каждой ногу от лодыжки до паха, т. е. от периферии к центру;
- От пальцев до щиколотки проходить круговыми растирающими движениями кончиков пальцев;
- Поочередно растирать подошвы в поперечном направлении ребром ладони;
- Сжав кулак, гребнем костяшек совершать выдавливающие движения вверх по своду стопы;
- Приподнимая поочередно ноги ребенка, согнутые в колене, массировать пятку и нижнюю сторону пальцев обеими руками, опираясь большими пальцами на свод стопы.