Маршрут выходного дня

Когда наступают выходные, отпуск или свободное время мы начинаем задумываться о том, что нам делать и как весело отдохнуть. Как интересно провести выходные с семьей и чем заняться? Уважаемые родители, предлагаем Вам познакомиться с этнографическими и краеведческими маршрутами выходного дня, которые подразделяются на маршруты большой и малой протяженности. Выберите для себя подходящий и в добрый путь!
развернуть

Автомаршрут выходного дня

Маршрут «К памятнику 23-м воинам-гвардейцам»

 

Лето 1944 года навсегда останется в памяти местных жителей. Во время освобождения Полоцка от нацистов группа советских солдат в количестве 23 человека под командованием лейтенанта А.М. Григорьева смогла прорвать фашистскую оборону и взяли под контроль мост.

Бойцы удерживали переправу и защищали ее от подрыва, пока шло основное подкрепление. Встретив сопротивление, немецкие войска подтянули к мосту огнеметы и только благодаря этому смогли сломить героев. Из 23 солдат выжил только один – Михаил Кожевников. За проявленное мужество и отвагу все участники операции были награждены орденами, посмертно.

Торжественное открытие памятника состоялось в 1989 году. Скульптура представляет собой группу солдат, недалеко установлена стела, на которой высечены имена погибших ребят. Ее венчают бронзовые журавли, улетающие в небо.

Адрес: Нижне-Покровская улица

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший 6-7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту, гвоздику (цветок), чтобы возложить к памятнику.

 

Рекомендации для родителей:

Перед тем как отправиться к памятному месту:

  1. сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

 2.поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;

 3.рассмотрите иллюстрации с изображением памятника;                

 4.поговорите с ребенком о том, как люди чтят подвиг героев: называют в их честь улицы, возлагают к памятнику цветы и венки, следят за порядком на территории рядом с памятниками, поэты пишут в честь героев стихи.

5.Расскажите заранее о подвиге 23 гвардейцов.

Подвиг ценою в 22 жизни

 Рано утром 3 июля 1944 года к левому берегу Западной Двины вышли воины 158‑го гвардейского краснознаменного стрелкового полка 51‑й гвардейской дивизии. За водной преградой в три яруса высились огневые заслоны фашистов. Пулеметные площадки располагались у самого берега, выше, в подвалах домов — орудия, огнеметы и минометы. На чердаках засели автоматчики и гранатометчики…

 Невзорванным остался только один деревянный мост. Фашисты планировали использовать его для отвода остатков подразделений в центральную часть Полоцка, которую надеялись удержать. Советское командование решило внезапной атакой захватить мост и использовать его для переправы наших войск. Выполнение этой задачи поручили гвардии лейтенанту Александру Михайловичу ГРИГОРЬЕВУ. Он отобрал 22 бойца и вместе с ними шагнул навстречу подвигу ценою в жизнь. Плечом к плечу тогда сражались русские и украинец, латыш и киргиз, чуваш и мариец…

 Вот строки из песни Юрия Визбора, которые спустя годы передают героизм момента:

 Беги вперед, беги, стальная пехота –

 Двадцать два гвардейца и их командир.

 Драконовским огнем ревут пулеметы,

 Охрана в укрепленьях предмостных сидит.

 Да нет, она бежит! В рассветном тумане

 Грохочут по настилу ее сапоги,

 И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:

 С двух сторон враги, с двух сторон враги!

 Переправу они захватили, но штурмовой отряд от наступающего полка отрезала стена вражеского огня. Загорелся и мост, несколько гвардейцев‑григорьевцев принялись его тушить. В это же время отбивали многочисленные вражеские атаки, с боем захватили дом, где отстреливались из трофейных пулеметов… Чтобы уничтожить десант Григорьева, немцы применили танки и огнеметы. Считалось, что в бою за переправу погибли все 23 отважных воина. Но позже оказалось, что в живых остался один — Михаил Кожевников. Его отбросило ударной волной и засыпало землей. После боя его нашли санитары.

Во второй половине дня 3 июля 1944 года после короткой артподготовки части 23‑го гвардейского стрелкового корпуса начали общее форсирование Западной Двины. Несмотря на сильный артиллерийский обстрел и налеты авиации, наши войска продолжали продвигаться вперед. После кровопролитных уличных боев 4 июля 1944 года враг был разбит, а Полоцк освобожден от оккупантов.

Улица Лепельская, которая подходит к реке со стороны Задвинья, после войны была переименована в память о 23 гвардейцах. А в 1989 году на улице Ленина (теперь — Нижне-Покровская), где в огненном 44‑м шел бой за переправу, установили памятник. Его автор, известный скульптор Лев ОГАНОВ, изобразил лейтенанта Григорьева с четырьмя товарищами, прорывающимися к своему последнему рубежу. На устремленной в небо стеле — журавли, взмывающие ввысь и имена 22 погибших гвардейцев. Им не присвоили звания героев, но об их подвиге ценою в жизни потомки помнят.

 

Когда пришли к памятнику:

 

     1 рассмотрите памятник, спросите у ребенка, в честь кого создан      памятник?

  1. спросите у ребенка, кого можно назвать защитниками своей страны?

     3.поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о героях?

  1. что он думает о войне?

     5.возложите с ребенком цветы к памятнику

 

После экскурсии к памятнику:

1.предложите ребенку нарисовать памятник

2.предложите ребенку сделать оригами-журавлика

3.предложите ребенку рассказать о своих впечатлениях родным и близким

4.послушайте с ребенком песню Ю.Визбора, посвященную  23 гвардейцам

Цена жизни

«Товарищ генерал, вот добровольцы - Двадцать два гвардейца и их командир Построены по вашему…» – «Отставить, вольно! Значит, вы, ребята, пойдете впереди. Все сдали документы и сдали медали. К бою готовы, можно сказать… Видали укрепленья?» – «В бинокль видали». - «Без моста, ребята, нам город не взять».

Составила: Воробей М.М., воспитатель дошкольного образования

свернуть

Квест-путешествие по достопримечательностям Полоцка

Уважаемые родители! В год исторической памяти особую актуальность приобретает поиск способов рассказать детям о значимых местах нашего города. И сегодня мы предлагаем Вам отправиться в увлекательный квест-путешествие по достопримечательностям Полоцка. Мы надеемся, что Ваши выходные пройдут весело и познавательно.
развернуть

Предложите ребенку отправиться в путешествие по нашему городу. Расскажите, что оно будет необычным, с интересными заданиями, связанными с историей нашего города. На каждой станции они будут получать задание и искать ответ на него.

Открыв первый конверт прочитайте ребенку загадку:

Всем известен с давних пор

Этот Полоцкий собор.

Храм своею красотой

Предстает перед Двиной.

Там чудесный есть орган,

Где дают концерты нам.

Кто мне скажет, кто ответит:

Как зовется храм тот, дети?    (Софийский собор)

Пройдите с ребенком вокруг собора, рассмотрите его. Расскажите детям, что Софийский собор является жемчужиной архитектуры Древней Руси после Киева и Новгорода, где был сооружен собор Софии – символ могущества полоцких князей 11 века.

Далее загадайте еще одну загадку:

Огромный валун возле храма лежит,

На камне том крест и надпись стоит.

Как называется камень скорей отвечай

И точный ответ поскорее мне дай.   ( Борисов камень)

Предложите ребенку приложить руку к камню, и загадать желание. Спуститесь к криничке, помочите руки в чистой воде. Предложите перепрыгнуть через ручей несколько раз.

Прочтите ребёнку несколько строк:

Война в груди. Она нам близка:

В цветах, в печали и весне…

Цветы, цветы о обелиска

От тех, кто не был на войне…

Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся? (к памятнику Войнам Освободителям)

Предложите ребёнку поиграть в игру «Назови военные профессии».

Загадка:

Родился в Полоцке и жил,

Большой дело совершил:

Он первым книгу напечатал –

Об этом знают все ребята.

А вам известно его имя?

Его зовут… (Франциск Скорина)

Рассмотрите памятник, расскажите, что он первый книгопечатник. Поиграйте в дидактическую игру «Игра в слова».

Загадка:

Талантливый поэт, педагог, переводчик.

И за пределами Родины известным был очень.

Был воспитателем царских детей,

Основал академию, также в Москве.

(Симеон Полоцкий)

Предложите ребёнку по очереди называть процессии: «Кто больше профессий знает?»

Следующая загадка:

Мост перекинут через реку Полоту,

На котором в 1812 году

Шли жестокие бои,

Там многие солдаты полегли…

Поскорей мне дай ответ:

Как мост называет знаешь или нет?

(Красный мост)

Нарисуйте мелом на асфальте военную технику. Похвалите ребёнка.

Следующая загадка:

Монастырь есть в Полоцке,

В который стремятся поломники,

В котором мощи святые лежат

И крест чудотворный монахи хранят.

Тот, кто монастырь основал

И название какое ему дал?

(Спасо-Евфросиньевский монастырь)

Расскажите детям, что в монастыре находятся мощи Преподобной Евфросиньи Полоцкой 0 Великой половчанки и монахини, которая посвятила себя служению Богу и людям. Зайдя в монастырь, рассмотрите знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, посмотрите на удивительные фрески 12 века.

Загадка:

На берегу одной реки

Построили нам город чудный,

Но люди долго не могли

Название ему придумать:

Они же думали, гадали,

И как назвать его не знали…

А помогла им всем река –

Название своё дала.

Ах, как прекрасна речка та

Под названьем… (Полота)

Спуститесь с ребёнком к реке и закончите маршрут пикником.

Не забудьте убрать за собой мусор!

P.S. Выражаем огромную благодарность маме выпускницы нашего ДУО Зуевой Елене Александровне за авторские загадки о достопримечательностях Полоцка.

 

свернуть

Памятка родителям при организации выходного дня с ребенком

Уважаемые родители!

Когда наступают выходные, самое время проводить их с семьей. А проводить время с пользой – это еще и очень ценно для всех членов семьи.

Рекомендации для родителей: 

при выходе из дома:

обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности;

при движении по тротуару:

придерживайтесь правой стороны тротуара;

не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

готовясь перейти дорогу остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

привлеките внимание ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

не стойте с ребенком на краю тротуара;

при переходе проезжей части:

переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре;

не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых;

объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

при посадке и высадке из общественного транспорта:

взрослый выходит впереди ребенка;

подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки;

не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; 

научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.;

Если вы передвигаетесь на своем автомобиле:

приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

свернуть