Маршрут выходного дня
Маршрут «К памятнику 23-м воинам-гвардейцам»
Лето 1944 года навсегда останется в памяти местных жителей. Во время освобождения Полоцка от нацистов группа советских солдат в количестве 23 человека под командованием лейтенанта А.М. Григорьева смогла прорвать фашистскую оборону и взяли под контроль мост.
Бойцы удерживали переправу и защищали ее от подрыва, пока шло основное подкрепление. Встретив сопротивление, немецкие войска подтянули к мосту огнеметы и только благодаря этому смогли сломить героев. Из 23 солдат выжил только один – Михаил Кожевников. За проявленное мужество и отвагу все участники операции были награждены орденами, посмертно.
Торжественное открытие памятника состоялось в 1989 году. Скульптура представляет собой группу солдат, недалеко установлена стела, на которой высечены имена погибших ребят. Ее венчают бронзовые журавли, улетающие в небо.
Адрес: Нижне-Покровская улица
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам маршрут выходного дня.
Возраст детей: старший 6-7 лет.
Участники проекта: дети, родители.
Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту, гвоздику (цветок), чтобы возложить к памятнику.
Рекомендации для родителей:
Перед тем как отправиться к памятному месту:
- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
2.поговорите с ребенком о Великой Отечественной войне как событии, посмотрите иллюстрации на эту тему;
3.рассмотрите иллюстрации с изображением памятника;
4.поговорите с ребенком о том, как люди чтят подвиг героев: называют в их честь улицы, возлагают к памятнику цветы и венки, следят за порядком на территории рядом с памятниками, поэты пишут в честь героев стихи.
5.Расскажите заранее о подвиге 23 гвардейцов.
Подвиг ценою в 22 жизни
Рано утром 3 июля 1944 года к левому берегу Западной Двины вышли воины 158‑го гвардейского краснознаменного стрелкового полка 51‑й гвардейской дивизии. За водной преградой в три яруса высились огневые заслоны фашистов. Пулеметные площадки располагались у самого берега, выше, в подвалах домов — орудия, огнеметы и минометы. На чердаках засели автоматчики и гранатометчики…
Невзорванным остался только один деревянный мост. Фашисты планировали использовать его для отвода остатков подразделений в центральную часть Полоцка, которую надеялись удержать. Советское командование решило внезапной атакой захватить мост и использовать его для переправы наших войск. Выполнение этой задачи поручили гвардии лейтенанту Александру Михайловичу ГРИГОРЬЕВУ. Он отобрал 22 бойца и вместе с ними шагнул навстречу подвигу ценою в жизнь. Плечом к плечу тогда сражались русские и украинец, латыш и киргиз, чуваш и мариец…
Вот строки из песни Юрия Визбора, которые спустя годы передают героизм момента:
Беги вперед, беги, стальная пехота –
Двадцать два гвардейца и их командир.
Драконовским огнем ревут пулеметы,
Охрана в укрепленьях предмостных сидит.
Да нет, она бежит! В рассветном тумане
Грохочут по настилу ее сапоги,
И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:
С двух сторон враги, с двух сторон враги!
Переправу они захватили, но штурмовой отряд от наступающего полка отрезала стена вражеского огня. Загорелся и мост, несколько гвардейцев‑григорьевцев принялись его тушить. В это же время отбивали многочисленные вражеские атаки, с боем захватили дом, где отстреливались из трофейных пулеметов… Чтобы уничтожить десант Григорьева, немцы применили танки и огнеметы. Считалось, что в бою за переправу погибли все 23 отважных воина. Но позже оказалось, что в живых остался один — Михаил Кожевников. Его отбросило ударной волной и засыпало землей. После боя его нашли санитары.
Во второй половине дня 3 июля 1944 года после короткой артподготовки части 23‑го гвардейского стрелкового корпуса начали общее форсирование Западной Двины. Несмотря на сильный артиллерийский обстрел и налеты авиации, наши войска продолжали продвигаться вперед. После кровопролитных уличных боев 4 июля 1944 года враг был разбит, а Полоцк освобожден от оккупантов.
Улица Лепельская, которая подходит к реке со стороны Задвинья, после войны была переименована в память о 23 гвардейцах. А в 1989 году на улице Ленина (теперь — Нижне-Покровская), где в огненном 44‑м шел бой за переправу, установили памятник. Его автор, известный скульптор Лев ОГАНОВ, изобразил лейтенанта Григорьева с четырьмя товарищами, прорывающимися к своему последнему рубежу. На устремленной в небо стеле — журавли, взмывающие ввысь и имена 22 погибших гвардейцев. Им не присвоили звания героев, но об их подвиге ценою в жизни потомки помнят.
Когда пришли к памятнику:
1 рассмотрите памятник, спросите у ребенка, в честь кого создан памятник?
- спросите у ребенка, кого можно назвать защитниками своей страны?
3.поинтересуйтесь у ребенка, как мы храним память о героях?
- что он думает о войне?
5.возложите с ребенком цветы к памятнику
После экскурсии к памятнику:
1.предложите ребенку нарисовать памятник
2.предложите ребенку сделать оригами-журавлика
3.предложите ребенку рассказать о своих впечатлениях родным и близким
4.послушайте с ребенком песню Ю.Визбора, посвященную 23 гвардейцам
Цена жизни
«Товарищ генерал, вот добровольцы - Двадцать два гвардейца и их командир Построены по вашему…» – «Отставить, вольно! Значит, вы, ребята, пойдете впереди. Все сдали документы и сдали медали. К бою готовы, можно сказать… Видали укрепленья?» – «В бинокль видали». - «Без моста, ребята, нам город не взять». |
Составила: Воробей М.М., воспитатель дошкольного образования
Квест-путешествие по достопримечательностям Полоцка
Предложите ребенку отправиться в путешествие по нашему городу. Расскажите, что оно будет необычным, с интересными заданиями, связанными с историей нашего города. На каждой станции они будут получать задание и искать ответ на него.
Открыв первый конверт прочитайте ребенку загадку:
Всем известен с давних пор
Этот Полоцкий собор.
Храм своею красотой
Предстает перед Двиной.
Там чудесный есть орган,
Где дают концерты нам.
Кто мне скажет, кто ответит:
Как зовется храм тот, дети? (Софийский собор)
Пройдите с ребенком вокруг собора, рассмотрите его. Расскажите детям, что Софийский собор является жемчужиной архитектуры Древней Руси после Киева и Новгорода, где был сооружен собор Софии – символ могущества полоцких князей 11 века.
Далее загадайте еще одну загадку:
Огромный валун возле храма лежит,
На камне том крест и надпись стоит.
Как называется камень скорей отвечай
И точный ответ поскорее мне дай. ( Борисов камень)
Предложите ребенку приложить руку к камню, и загадать желание. Спуститесь к криничке, помочите руки в чистой воде. Предложите перепрыгнуть через ручей несколько раз.
Прочтите ребёнку несколько строк:
Война в груди. Она нам близка:
В цветах, в печали и весне…
Цветы, цветы о обелиска
От тех, кто не был на войне…
Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся? (к памятнику Войнам Освободителям)
Предложите ребёнку поиграть в игру «Назови военные профессии».
Загадка:
Родился в Полоцке и жил,
Большой дело совершил:
Он первым книгу напечатал –
Об этом знают все ребята.
А вам известно его имя?
Его зовут… (Франциск Скорина)
Рассмотрите памятник, расскажите, что он первый книгопечатник. Поиграйте в дидактическую игру «Игра в слова».
Загадка:
Талантливый поэт, педагог, переводчик.
И за пределами Родины известным был очень.
Был воспитателем царских детей,
Основал академию, также в Москве.
(Симеон Полоцкий)
Предложите ребёнку по очереди называть процессии: «Кто больше профессий знает?»
Следующая загадка:
Мост перекинут через реку Полоту,
На котором в 1812 году
Шли жестокие бои,
Там многие солдаты полегли…
Поскорей мне дай ответ:
Как мост называет знаешь или нет?
(Красный мост)
Нарисуйте мелом на асфальте военную технику. Похвалите ребёнка.
Следующая загадка:
Монастырь есть в Полоцке,
В который стремятся поломники,
В котором мощи святые лежат
И крест чудотворный монахи хранят.
Тот, кто монастырь основал
И название какое ему дал?
(Спасо-Евфросиньевский монастырь)
Расскажите детям, что в монастыре находятся мощи Преподобной Евфросиньи Полоцкой 0 Великой половчанки и монахини, которая посвятила себя служению Богу и людям. Зайдя в монастырь, рассмотрите знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, посмотрите на удивительные фрески 12 века.
Загадка:
На берегу одной реки
Построили нам город чудный,
Но люди долго не могли
Название ему придумать:
Они же думали, гадали,
И как назвать его не знали…
А помогла им всем река –
Название своё дала.
Ах, как прекрасна речка та
Под названьем… (Полота)
Спуститесь с ребёнком к реке и закончите маршрут пикником.
Не забудьте убрать за собой мусор!
P.S. Выражаем огромную благодарность маме выпускницы нашего ДУО Зуевой Елене Александровне за авторские загадки о достопримечательностях Полоцка.
Памятка родителям при организации выходного дня с ребенком
Уважаемые родители!
Когда наступают выходные, самое время проводить их с семьей. А проводить время с пользой – это еще и очень ценно для всех членов семьи.
Рекомендации для родителей:
при выходе из дома:
обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности;
при движении по тротуару:
придерживайтесь правой стороны тротуара;
не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
готовясь перейти дорогу остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
привлеките внимание ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
не стойте с ребенком на краю тротуара;
при переходе проезжей части:
переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре;
не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;
не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых;
объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
при посадке и высадке из общественного транспорта:
взрослый выходит впереди ребенка;
подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки;
не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении;
научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.;
Если вы передвигаетесь на своем автомобиле:
приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.