Социально-психологическая служба

Новые критерии СОП

1 февраля 2019 года в силу вступило Постановление Совета Министров от 15 января 2019 года №22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении". Документ регулирует работу государственных органов и организаций в плане выявления и признания детей находящимися в СОП. 01.03. 2021 внесены изменения
развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22 с изменениями 01.03.2021 г.

О признании детей находящимися в социально опасном положении

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
  2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
  3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
  4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь                                                                        С.Румас

 

                                                                                                                                  

                                                                                                                               Приложение

к постановлению  Совета Министров 

Республики Беларусь 

15.01.2019 № 22 

Критерии и показатели социально опасного положения  

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

родители допускают систематическое два и более раза в течение шести месяцев подряд отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях,  в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

родители систематически (два и более раза в течение шести месяцев подряд)  не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения);

родители не позднее одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место пребывания не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

родители не обеспечивают санитарно-гигиенические условия проживания ребенка (детей), что негативно влияет на его (их) здоровье

родители без уважительных причин передают ребенка (детей) на воспитание иным лицам, в том числе родственникам, на срок более 1 года.

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки  административ-ного правонарушения либо преступления 

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности;

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) совершает уходы из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

3. Родители,  лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребёнка (детей)

в отношении родителей,  лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 3 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

в отношении родителей,  лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия; 

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

                                                                                                                                 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление  Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019 № 22

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
  2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка

(далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке; признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении –

принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном

положении; в реализации мероприятий.

  1. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних); структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования); учреждения образования; организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите); территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального

обслуживания семьи и детей; территориальные органы внутренних дел; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства; организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или)

предоставляющие жилищно-коммунальные услуги; государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

  1. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

ГЛАВА 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ

ПОЛОЖЕНИИ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан; организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг; органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры

социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций; территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-

профилактической работы; организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности; государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

(органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей — при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций)

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

  1. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
  2. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.

ГЛАВА 4

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

  1. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).
  2. К проведению социального расследования учреждение образования (социальнопедагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
  3. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

  1. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

  1. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

  1. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

  • Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями; рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

  • Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.
  1. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
  2. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей; о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о

необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите; о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

  • При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует отдел образования по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.
  1. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социальнопедагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
  2. Решение о признании (об отказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями и учреждениями образования в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Реализацию мероприятий обеспечивают:
    1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье,

жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей; принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении; формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы

мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей 

(в том числе оказание помощи к учебному году);

    1. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;
    2. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и

законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении; организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

    1. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования; обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении

дополнительного образования; осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования

ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении; обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном

положении;

    1. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями

психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи; оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку

ребенку (детям) и родителям; осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования

ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении; 22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции: в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь; консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания

ребенка (детей); обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего

возраста; консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования

здорового образа жизни; осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по

профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей); обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного

возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно­информационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические.

реабилитационные услуги, услуги временного приюта, социального патроната, услуги няни, социальной передышки, иные виды услуг в зависимости от потребностей семьи,

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и пособия;

предоставляют гуманитарную, благотворительную помощь;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции: проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства; при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении

жилищных условий; реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг. 

 

свернуть

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Экстренная психологическая помощь

 «ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ:

 

Код

Телефон

Время работы

Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

8 801

100 21 21

по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Минск:

     

для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

 

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

       

Витебская область:

     

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8 00 - 20 00

Орша

8 0216

21 00 19

8 00 - 20 00

Витебск

8 0212

43 22 93

круглосуточно

       

 

свернуть

жестокость в семье

Профилактика зависимостей у законных представителей

12.04.2021
Взрослые часто даже не подозревают, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением и совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чадо является свидетелем их собственных пагубных пристрастий.
развернуть

Уже в дошкольном возрасте и мальчики и девочки очень хорошо владеют «техникой» курения. Это можно наблюдать в играх: изображая взрослых, дети «курят», используя в качестве сигареты карандаши, ручки. Когда играют в «семью», могут чокаться игрушечными чашками, изображая взрослых.

Понятно, что таким образом для подражания являются родители. Так, к примеру, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу.

В большинстве случаев в семьях господствуют либеральные оценки использования алкоголя и курения. В ходе опросов выясняется, что все дошкольники считают алкоголь и никотин опасными для детей, но для взрослых – нет, поэтому в будущем (когда станут взрослыми) они не собираются от них отказываться.

Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда «она носит характер» контрабанды: дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: «Я думал, что это – вода,компот…» Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей (А что будет от глотка пива или вина?)

Родители, если они думают о здоровье своих детей, должны стараться делать так, чтобы дети не являлись постоянным очевидцами проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.)

В тех семьях, где родители, как правило, ведут неправильный образ жизни, дети вырастают болезненными, с нервными расстройствами, и в дальнейшем с пагубными привычками и наклонностями.

От алкоголя и сигарет

Совсем нету пользы, один только вред!

Мамам и папам по силам сделать так, чтобы у детей дома была прекрасная обстановка и чтоб они росли здоровыми и счастливыми. Дети имеют право на здоровую семью!

 

свернуть

Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

05.04.2021

       Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

      Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

      Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

       Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

       Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку.  Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в  общении со сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны. Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

                                 Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Оно может включать в себя физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать или не делать того, в чем нуждается ребенок. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кроводтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей. Эмоциональное насилие проявляется в совершении взрослыми таких поступков, которые заставляют ребенка чувствовать себя ненужным, нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от криков и угроз до игнорирования ребенка и лишения его любви и заботы. Подобные действия не оставляют следов на теле ребенка, но могут быть не менее опасными для состояния ребенка.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Сексуальное насилие представляет собой любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между детьми старшего и младшего возраста. Показ ребенку порнографии также является одним из видов сексуального насилия. Пренебрежением – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 Проблема детской безнадзорности стоит так же остро как насилие и является даже более распространенным явлением.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

 

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок подвергается насилию или им пренебрегают?

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не сообщать свое имя. Если ребенок находится в непосредственной опасности или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь, полицию или другие службы спасения.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребенку?

Если вы думаете, что ваш ребенок находится в опасности, звоните 102, поместите ребенка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы получить помощь  в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе с детьми или в милицию. Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за вашим ребенком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится более серьезной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребенка от жестокого обращения: Прислушивайтесь к своему ребенку. Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей. Проверьте всех взрослых, которые общаются с вашим ребенком: воспитателей в детском саду, учителей, нянь. Научите ребенка правильно называть интимные части тела, объясните разницу между «хорошим» и «плохим» контактом. Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали. Изучите методы борьбы со стрессом. Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям. Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону доверия, если вы подвергаетесь насилию.

 

Многие родители, которые применяют, насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

свернуть

"На страже прав ребенка"

Начальник ИДН и участковые инспектора инспекции по делам несовершеннолетних Полоцкого РОВД
развернуть

Начальник ИДН

Орехова Светлана Юрьевна

служебный телефон 

464104

 

Микрорайон «Задвинье»

г. Полоцка

Старший участковый инспектор ИДН

 Зуев Евгений Владимирович

служебный телефон

464024

 

Полоцкий район:

 

Фариновский, Ветринский, Островщинский, Бабыничский, Экиманьский, Вороничский и Гомельский сельские Советы Полоцкого района

Участковый инспектор ИДН

Зеленькевич Евгений Александрович

служебный телефон 

464024

 

Полоцкий район:

 

Азинский, Боровухский, Горянский, Полотовский, Зеленковский, Малоситнянский, Солоникский сельские Советы Полоцкого района

Участковый инспектор ИДН

 Первышев Алексей Алексеевич

служебный телефон

464024

 

 

Микрорайон «Аэропорт»  г. Полоцка

Участковый инспектор ИДН

Джигун Иван Викторович

служебный телефон

464024

 

Микрорайон «Центр» г. Полоцка

Участковый инспектор ИДН

Устинович Татьяна Владимировна

служебный телефон

464024

 

Микрорайон «Лозовка» г. Полоцка

Участковый инспектор ИДН

Медвецкая Анастасия Сергеевна

служебный телефон

464104

 

Микрорайон «Громы» г. Полоцка

Специалист 1 категории ИДН

Пчёлка Екатерина Ильинична

служебный телефон

464104

 

Линия Декрета №18 Президента Республики Беларусь

Старший инспектор ИДН

Балабко Ника Владимировна

служебный телефон

464104

свернуть

скажем насилию - нет!

Францева Ирина Михайловна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова
  • Категория: Первая категория